(Ещё один пример "беспартийного" решения, см. разделение голосов.)
Много народа в США сидит по ранее упоминавшейся статье 841 Раздела 21 Кодекса США, преследующей незаконное распространение контролируемых веществ. До недавнего времени в списке наказаний, предусмотренных этой статьёй, был преизрядный срок за торговлю кокаином в форме "крэк" — за 5 граммов можно было сесть от 5 до 40 лет, в то время как за кокаин в любой другой форме такие отсидки начинаются с полкило. И вот в 2007 некий Карлос Консепсьон сел на 19 лет за 14 граммов крэка; его приговор был отягощён тремя предыдущими судимостями за "преступления с применением насилия", что квалифицировало его как "закоренелого преступника" (career criminal). Затем произошли следующие юридические события:
1) В 2010 году был принят Акт о Справедливых Приговорах (АСП), в числе прочего поднявший порог для крэка аж до 28 грамм и позволивший пересмотр некоторых приговоров, но не тех, которые были увеличены для "закоренелого преступника".
2) В 2015 году в деле Johnson v. United States Верховный Суд отменил часть определения термина "преступление с применением насилия"; по новому определению две из трёх судимостей Консепсьона отпали.
3) В 2018 году (в рамках инициативы Трампа по реформе уголовной юстиции) был принят Акт Первого Шага (АПШ), в числе прочего добавивший к АСП ретроактивность: он позволяет заключённым обращаться в суд с прошением об уменьшении срока, а суду назначать срок "как если бы АСП был в силе в момент совершения преступления".
Всё это сподвигло Карлоса на то, чтобы в 2019 году подать петицию о сокращении срока (причём pro se, т.е. без помощи адвоката. Похоже, что он из тех, кто в заключении активно занимается изучением закона и правил). На рассмотрении он (уже с профессиональной помощью) утверждал, что по новым понятиям он уже не "закоренелый преступник" и применение к нему АСП назначило бы максимальный срок в 6 лет, плюс в тюрьме он является успешным участником социалистического соревнования различных программ реабилитации и религиозным человеком. Суд отказал в петиции на том основании, что АПШ ничего не говорит об уменьшении срока по поводу "закоренелой преступности" и вообще не предполагает рассмотра никаких других факторов и изменений закона, кроме прямо упомянутых, а без этого полученный Консепсьоном срок в 19 лет всё равно укладывается в предусмотренные АСП рамки. Консепсьон апеллировал, утверждая, что хотя АПШ действительно не упоминает для ретроактивного применения никаких изменений, кроме АСП, тем самым он не запрещает судам всё-таки принимать таковые во внимание. Но Первый Округ не подтвердил такой подход, присоединившись тем самым к конфликту округов. Последовала апелляция в Верховный Суд.
В понедельник 27 июня 2022 года ВС постановил 5-4, что Консепсьон в целом прав: поскольку суды обязаны рассматривать все серьёзные аргументы сторон и поскольку существует давняя славная традиция, что суды могут рассматривать какие угодно факторы при вынесении приговора, кроме прямо запрещённых Конституцией или законом, факт молчания АПШ не только не запрещает принятия других факторов во внимание, но и предписывает это делать. Решение огласила судья Сотомайор, и к нему присоединились судьи Томас, Брейер, Каган, и Горсач. Судья Кавано представил несогласное мнение, к которому присоединились судьи Робертс, Алито, и Барретт.
Page Summary
Style Credit
- Style: Neutral Good for Practicality by
Expand Cut Tags
No cut tags